Аутизм. Что это?

2 апреля в мире стартовал месяц информирования об аутизме (Расстройство аутистического спектра или РАС). Традицию ввела ООН в 2007 году. Тема аутизма окружена мифами.

Как появился диагноз?

Расстройства аутистического спектра – это неврологические нарушения развития, которые влияют на социализацию, общение и поведение человека. Официально история аутизма начинается в 1911 году, когда швейцарский психиатр Юджин Блейлер ввел это понятие.

Современное значение термин «аутизм» приобрел в 40-х годах прошлого века благодаря психиатрам Лео Каннеру и Гансу Аспергеру. Они описали пациентов, которые были увлечены или одержимы определенными объектами, имели трудности в общении, а также стереотипное поведение с «тревожно-навязчивым желанием сохранить постоянство».

Как проявляются и почему возникают РАС?

Согласно диагностическим критериям, люди с расстройством аутистического спектра имеют:

–проблемы с общением и взаимодействием с другими людьми;

–ограниченные интересы и стереотипное поведение;

–симптомы, влияющие на способность человека существовать в социуме – в школе, на работе и в других сферах жизни.

Как правило, симптомы РАС сохраняются всю жизнь. При оказании надлежащей помощи их выраженность с возрастом ослабевает. Одни люди с РАС способны самостоятельно учиться, работать и организовывать свой быт, а другие нуждаются в постоянной поддержке и уходе. Такие расстройства часто сопровождаются другими нарушениями – гиперактивностью, раздражительностью и тревогой, аллергией, проблемами с ЖКТ, переносимостью пищи и сном. РАС могут сопутствовать и более тяжелые медицинские состояния– умственная отсталость и эпилепсия.

Точные причины развития РАС неизвестны, но к возможным факторам риска относят:

– генетическую предрасположенность;

– осложнения при родах;

– дородовые инфекции;

– воздействие токсинов до или после родов;

Когда можно выявить РАС?

Формально диагностировать РАС можно после года-полутора лет. Трудности в определении РАС возникают из-за того, что они могут проявляться по-разному: чем лучше развитие ребенка, тем менее заметными могут быть симптомы.

На что обратить внимание?

Еще до постановки диагноза родителям следует обращать внимание на красные флажки. Они могут указывать на РАС и требуют экспертной оценки:

– отсутствие или плохая реакция на имя и обращенную речь после 12–14 месяцев;

– нет жестов в 14–15 месяцев;

– нет отдельных слов к 16–18 месяцам или фраз к 2 годам;

– утрата ранее приобретенных языковых или социальных навыков;

– плохой зрительный контакт;

– тяга к определенному расположению игрушек или предметов;

– отсутствие улыбки или ответной эмоциональной реакции.

Скрининг позволяет выявить РАС и другие нарушения развития в возрасте до полутора лет. Как правило, его проводят несколько раз – в полтора года, в два и три года, в 5 лет, перед школой.

Более поздние признаки РАС (для детей старше двух лет):

– постоянно повторяющиеся движения (машут руками, раскачиваются);

– трудности с началом и поддержанием разговора;

– проблемы с участием в социальных играх и играх, требующих воображения;

– дословное повторение одних и тех же слов или фраз в сочетании с непониманием, как их использовать, изменение местоимений на обратные («ты» вместо «я»), несвязные ответы на вопросы, необычный голос (певучий или роботоподобный);

– озабоченность определенными объектами или предметами (номерные знаки, собаки, колеса игрушечных машин);

– жесткое соблюдение определенных распорядков или ритуалов (ребенок придерживается строгого маршрута, сильно тревожится при малейших изменениях в режиме дня, не любит новые места).

Что делать после постановки диагноза?

Чем раньше диагностируют РАС, тем больше шансов повысить качество жизни ребенка. Огромную роль играет раннее вмешательство – ранняя помощь ребенку с РАС и его семье. При раннем вмешательстве ребенка не отрывают от семьи, а большое внимание уделяют обучению взрослых.

Как можно помочь ребенку после постановки диагноза

– помощь должна быть направлена  на развитие коммуникативных навыков, основываясь на прикладном анализе поведения;

– используют позитивное подкрепление – стимул (еда, игрушки, активности), который следует за определенным поведением.

         РАС может быть у подростка или взрослого, который всегда имел трудности в общении, но заботился о себе сам, выучился и освоил профессию. Ему может потребоваться консультирование – знакомство с литературой, группой поддержки для людей с аутизмом. У взрослых с РАС часто развивается тревожное или депрессивное расстройство, поэтому помощь с выбором терапии также важна.

Вы должны понимать: аутизм – это навсегда, но это не приговор.

Психолог городского гериатрического центра

                                              Н.В.Савина