2 апреля в мире стартовал месяц информирования об аутизме (Расстройство аутистического спектра или РАС). Традицию ввела ООН в 2007 году. Тема аутизма окружена мифами.
Как появился диагноз?
Расстройства аутистического спектра – это неврологические нарушения развития, которые влияют на социализацию, общение и поведение человека. Официально история аутизма начинается в 1911 году, когда швейцарский психиатр Юджин Блейлер ввел это понятие.
Современное значение термин «аутизм» приобрел в 40-х годах прошлого века благодаря психиатрам Лео Каннеру и Гансу Аспергеру. Они описали пациентов, которые были увлечены или одержимы определенными объектами, имели трудности в общении, а также стереотипное поведение с «тревожно-навязчивым желанием сохранить постоянство».
Как проявляются и почему возникают РАС?
Согласно диагностическим критериям, люди с расстройством аутистического спектра имеют:
–проблемы с общением и взаимодействием с другими людьми;
–ограниченные интересы и стереотипное поведение;
–симптомы, влияющие на способность человека существовать в социуме – в школе, на работе и в других сферах жизни.
Как правило, симптомы РАС сохраняются всю жизнь. При оказании надлежащей помощи их выраженность с возрастом ослабевает. Одни люди с РАС способны самостоятельно учиться, работать и организовывать свой быт, а другие нуждаются в постоянной поддержке и уходе. Такие расстройства часто сопровождаются другими нарушениями – гиперактивностью, раздражительностью и тревогой, аллергией, проблемами с ЖКТ, переносимостью пищи и сном. РАС могут сопутствовать и более тяжелые медицинские состояния– умственная отсталость и эпилепсия.
Точные причины развития РАС неизвестны, но к возможным факторам риска относят:
– генетическую предрасположенность;
– осложнения при родах;
– дородовые инфекции;
– воздействие токсинов до или после родов;
Когда можно выявить РАС?
Формально диагностировать РАС можно после года-полутора лет. Трудности в определении РАС возникают из-за того, что они могут проявляться по-разному: чем лучше развитие ребенка, тем менее заметными могут быть симптомы.
На что обратить внимание?
Еще до постановки диагноза родителям следует обращать внимание на красные флажки. Они могут указывать на РАС и требуют экспертной оценки:
– отсутствие или плохая реакция на имя и обращенную речь после 12–14 месяцев;
– нет жестов в 14–15 месяцев;
– нет отдельных слов к 16–18 месяцам или фраз к 2 годам;
– утрата ранее приобретенных языковых или социальных навыков;
– плохой зрительный контакт;
– тяга к определенному расположению игрушек или предметов;
– отсутствие улыбки или ответной эмоциональной реакции.
Скрининг позволяет выявить РАС и другие нарушения развития в возрасте до полутора лет. Как правило, его проводят несколько раз – в полтора года, в два и три года, в 5 лет, перед школой.
Более поздние признаки РАС (для детей старше двух лет):
– постоянно повторяющиеся движения (машут руками, раскачиваются);
– трудности с началом и поддержанием разговора;
– проблемы с участием в социальных играх и играх, требующих воображения;
– дословное повторение одних и тех же слов или фраз в сочетании с непониманием, как их использовать, изменение местоимений на обратные («ты» вместо «я»), несвязные ответы на вопросы, необычный голос (певучий или роботоподобный);
– озабоченность определенными объектами или предметами (номерные знаки, собаки, колеса игрушечных машин);
– жесткое соблюдение определенных распорядков или ритуалов (ребенок придерживается строгого маршрута, сильно тревожится при малейших изменениях в режиме дня, не любит новые места).
Что делать после постановки диагноза?
Чем раньше диагностируют РАС, тем больше шансов повысить качество жизни ребенка. Огромную роль играет раннее вмешательство – ранняя помощь ребенку с РАС и его семье. При раннем вмешательстве ребенка не отрывают от семьи, а большое внимание уделяют обучению взрослых.
Как можно помочь ребенку после постановки диагноза
– помощь должна быть направлена на развитие коммуникативных навыков, основываясь на прикладном анализе поведения;
– используют позитивное подкрепление – стимул (еда, игрушки, активности), который следует за определенным поведением.
РАС может быть у подростка или взрослого, который всегда имел трудности в общении, но заботился о себе сам, выучился и освоил профессию. Ему может потребоваться консультирование – знакомство с литературой, группой поддержки для людей с аутизмом. У взрослых с РАС часто развивается тревожное или депрессивное расстройство, поэтому помощь с выбором терапии также важна.
Вы должны понимать: аутизм – это навсегда, но это не приговор.
Психолог городского гериатрического центра
Н.В.Савина