Коронавирус: паническое настроение

Тревожные новости атакуют со всех сторон. Информационное пространство перегружено пугающими материалами про пандемию. Наша размеренная жизнь вдруг превратилась в сценарий фильма-катастрофы. Но так ли все ужасно, как нам кажется? Или, может, мы просто паникуем?

Давайте сделаем глубокий вдох, затем медленно выдохнем и попытаемся разумно подойти к вопросу — откуда на самом деле взялась паника и стоит ли каждый раз вздрагивать от страха, обновляя новостную ленту?

Человек склонен поддаваться стадному чувству, общая паника — не исключение. Во-первых, срабатывает инстинкт самосохранения. Нам безопаснее в группе, чем в одиночку. Во-вторых, в толпе ниже личная ответственность за происходящее.

В физике есть понятие «индукция»: одно заряженное тело передает возбуждение другим телам. Если незаряженная частица оказывается среди намагниченных или наэлектризованных, то ей передается возбуждение.

Законы физики действуют и в социуме. Мы находимся в состоянии «психологической индукции»: паникующие «заряжают» других, а те в свою очередь передают «заряд» дальше. В конечном итоге эмоциональное напряжение распространяется и захватывает всех.

Заразность обусловлена еще и тем, что паникующие (индукторы) и «заряжаемые» ими (реципиенты) в какой-то момент меняются местами и продолжают передавать заряд паники друг другу, как волейбольный мяч. Этот процесс очень трудно остановить.

ЧЕМ ОПАСНА ПАНИКА 

Инстинкт самосохранения заставляет нас видеть в каждом, кто кашляет или чихает, потенциальную угрозу. В нас срабатывает защитный механизм «бей или беги», провоцируя агрессию или избегание. Мы либо нападаем на того, кто нам угрожает, либо прячемся. Паника рождает конфликты и столкновения.

Кроме того, обостряются заболевания, так или иначе связанные со страхом, — тревожные расстройства, фобии. Усугубляются отчаяние, депрессия, эмоциональная нестабильность. И особенно сильно все это влияет на детей. Взрослые для них — пример. Дети копируют их эмоции. Тревожность общества и тем более мамы усиливает тревожность ребенка. Взрослым не стоит забывать об этом.

ГИГИЕНА, СПОКОЙСТВИЕ И ПОЗИТИВ 

Хватит постоянно искать подтверждения страхам, придумывать ужасные развязки, накручивать себя. Давайте относиться к услышанному трезво. Часто информация преподносится не в полном объеме, искажается и извращается.

Ищите положительные стороны в том, что происходит с вами сейчас. Отвлекайтесь, читайте, слушайте музыку, занимайтесь тем, на что раньше не было времени. Соблюдайте правила личной гигиены и выполняйте рекомендации медицинских работников.

А если сильная тревожность, склонность к паническим реакциям, подавленное настроение, отчаяние, расстройство сна продолжаются несколько дней, то эффективным способом будет для Вас, это переключить внимание при помощи Техники 5-4-3-2-1.

Переключив внимание, мы:

- отключим ненужные мысли,

- снизим эмоциональный дискомфорт,

- вернём мышлению эффективность,

- сможем после выполнения техники найти верное решение.

 

Между прочим, все медитативные практики основаны на феномене переключения внимания с мышления на восприятие.

 

Техника 5-4-3-2-1

 

– перечислите(мысленно) пять предметов разного цвета, которые находятся в поле вашей видимости (например, зелёные шторы, коричневый пол, чёрная ручка, жёлтый стол, белая чашка).

4 – перечислите четыре ощущения на границе тела с внешним миром (например, прикосновение стоп к обуви, контакт пальцев с ручкой, соприкосновение спины со спинкой кресла).

– перечислите три звука (например, шум машин, звук разговора, шум кондиционера).

– перечислите два запаха (например, можно взять и понюхать любимый парфюм и понюхать кофе).

– перечислите вкусовые ощущения (например, возьмите кусочек шоколада и сфокусируйте внимание на том, какие вкусовые ощущения возникают, как меняется его структура, как меняется его форма и плотность)

Берегите свое психическое благополучие!